Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Как сформировался византийский тип иконостаса

Некоторые считают что православные иконостасы возникли сразу в нынешнем виде. Но на самом деле византийский иконостас развивался веками. С чего все начиналось?
В некоторых нынешних православных храмах солея отделяется невысоким ограждением. Примерно такими же по высоте были и первые византийские иконостасы – это была преграда между солей и алтарем. Они делались из камня, украшались резьбой, обычно в виде крестов.
Затем оформились Царские врата, добавились столпы-колонны и соединяющая их наверху балка, на которой и появились первые изображения, которые можно назвать иконописными. Так алтарная преграда стала собственно иконостасом. И только потом появились привычные нам большие иконы местного ряда в промежутках между столпами и на самих столпах.
В результате иконостас византийского типа стал относительно высоким и почти что “глухим”, превратившись из невысокого ограждения в сплошную стену. Тем не менее, “прерывание” на столпы и несущие колонны долгое время оставалось характерным признаком византийского иконостаса.
Деисусный и праздничный ряды тоже формировались постепенно, и стали такими, как сейчас, не сразу. Например, в некоторых древних монастырях сохранился “мученический” деисус, где вокруг центральной иконы Христа изображены не Богородица с Иоанном Крестителем, как мы привыкли, а святые мученики, особо почитаемые в данном монастыре. Есть также примеры трехфигурного “апостольского” деисуса и т.д.
Праздничный ряд начинал формироваться как простое хронологическое перечисление праздников и других евангельских сюжетов, но потом постепенно трансформировался в сторону перечисления в порядке литургического празднования в течение церковного года.
Трехрядные иконостасы с местным, деисусным и праздничным чинами появились достаточно поздно. Византийский иконостас долго оставался двухрядным и довольно низким, но с веками стал расти в высоту, хотя и не так сильно и заметно, как это сделал русский. Русский иконостас сильно вырос за счет икон, а вот византийский рос преимущественно за счет украшавшей иконы резьбы. Для древнего русского иконостаса наиболее характерной является икона “Спас в силах” в центре деисусного ряда, а для византийского и поствизантийского – Иисус, восседающий на престоле (как мы это видим, например, в Ростокинском храме), что отражало некоторую разницу в эсхатологических акцентах.

Византийского типа иконостас обычно венчается распятием с предстоящими по бокам двумя иконами, в чем-то напоминающими праотеческий ряд русского иконостаса, но расположенными выше.
В поствизантийском иконостасе появляется редкий в наши дни подыконный ряд, расположенный прямо над солей, под местным. Обычно там находились иконы с библейскими сюжетами.

Посмотрите фотографии иконостаса Ростокинского храма, а также лекцию МДА про византийский иконостас – по ссылке
Больше о святых иконах можно узнать на сайте храма по ссылке

Дорогие прихожане, в 17-00 начнется уставное вечернее богослужение накануне Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В среду 7 августа в с 8-40 состоятся Божественная литургия с литией. Слава Богу за все!

Прокрутить вверх