Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Вспоминая Рождество…

Святочные дни – лучшее время, чтобы больше узнать о празднике Рождества Христова.
Как сказал отец настоятель на рождественской проповеди, в качестве отдельного праздника Рождество Христово начали отмечать не сразу. Действительно, одним из самых первых свидетельств о праздновании Рождества как такового является рождественская проповедь Опата Милевийского, произнесенная в 363 году. Кроме того, 7 января как дата Рождества Христова упоминается в “Хронографе” Фурия Дионисия Филокалуса от 354 года. Скорее всего, Рождество начали праздновать отдельно только в IV веке.
В 1889 году Герман Узенер опубликовал гипотезу о том, что Рождество было выделено в отдельное празднование в противовес римскому языческому культу бога-солнца, праздник которого якобы приходился на тот же день 7 января. Это предположение быстро стало популярным, но многие современные богословы не считают эту убедительную с виду догадку достаточно обоснованной с научной точки зрения. Впрочем, еще блаженный Августин говорил о дате 7 января по-другому – как о дне и дате рождения Иисуса Христа, открытой нам не иначе как по Божественному откровению.
Достоверно известно, что в дореволюционной России не было такого праздника как Новый год, учрежденный впоследствии большевиками с целью замены православного Рождества, которое все равно праздновалось вопреки всем запретам и гонениям. Новый год дополнительно смущает многих тем, что приходится на Рождественский пост, однако все эти сомнения и смущения легко преодолеть, встретив гражданское новолетие в храме за новогодним молебном с благодарением Богу.
Впрочем, те или иные изменения произошли не только с празднованием Рождества, но и со многими другими праздниками. Так, на следующий день после Рождества Христова мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы, который в древности иногда назывался “Родильные дары”. В полном согласии с таким, древним названием, на соответствующих иконах мы часто видим, в том числе, волхвов, приносящих дары. Однако постепенно среди верующих распространился обычай дарить в день богородичного Собора хлебное печенье, как бы восполняющее силы после обычного рождения по плоти, что совершенно неприемлемо, если как-то подразумевать здесь Приснодеву Марию. Этот обычай был прямо запрещен как суеверный 79-м правилом IV Вселенского Собора. В наши дни этот праздник называется Собор Пресвятой Богородицы и осмысляется как призыв к верующим собраться на службу в храме Божием.

Дорогие прихожане, посмотрите видеозапись ночной рождественской службы в Ростокинском храме

 

С Рождеством Христовым!

 

Прокрутить вверх