Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Трудные места Псалтири: “Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень…”

Чтобы сработал иммунитет, нужно сначала выявить и определить, с чем конкретно ему надлежит бороться. Точно так же для исцеления от греха надо сначала определить, что является грехом.
Во время чтения Покаянного канона мы не сравниваем себя с ангелами или святыми людьми, но ищем сходство своих с дел и поступков с худшими из описанных в Библии. Так мы начинаем видеть свои грехи и печалиться о них, ибо “печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте…потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом”, – объясняет прп.Иоанн Лествичник.
Лично мы не совершали первородного греха, но он имеет прямое и непосредственное отношение ко всем нам. Так и грехи праотцев, описанные в Библии, имеют к нам то отношение, что помогают нам увидеть и осознать наши собственные, нынешние грехи.
***
Сегодня, 20 марта в 18-00 в Ростокинском храме продолжится чтение Великого покаянного канона прп.Андрея Критского. В 8-40 завтрашнего четверга 1-й седмицы Поста состоятся утреня, изобразительны, вечерня и лития. Слава Богу за все!

Псалом 136 обычно читается в составе 19-й кафизмы, но поется лишь трижды в год, на вечерней службе накануне подготовительных Недель. Почему он называется “На реках Вавилонских”?

Евреи искали уединенное место, чтобы оплакать свой плен. И находили его не в пустыне или лесу (которых не было поблизости), а на берегах рек. Вавилон находился в Месопотоамии, именуемой также Междуречье. Сам он стоял на крупном канале, который делил город пополам. Соответственно, вокруг города были реки, множество притоков и оросительных каналов, где можно было укрыться. Так получился запоминающийся поэтический образ уподобления сплошного потока слез течению рек.

Церковнославянский текст 136-го псалма таков:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень

В переводе на современный язык этот псалом звучит так:

На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы Сион. На вербах в той стране повесили мы гусли наши. Там вопрошали нас покорители наши о словах песнопений, уводившие нас в плен о пении нашем: «Спойте нам песни Сионские!» Как воспоем песню Господню на земле чужой? Если забуду тебя, Иерусалим, да забудет Бог деяния рук моих! Да присохнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим вершиной радости моей!
Припомни, Господи, сынам Едомским, говорившим в день гибели Иерусалима: «Разрушайте до основания, разрушайте его!» Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе по заслугам за все, что сотворила ты нам! Блажен, кто схватит младенцев твоих и разобьет о камень!

Песнопение «На реках Вавилонских» с первых стихов раскрывает весь смысл Великого поста. Мы находимся в плену греха – «на реках Вавилонских». Подобно иудеям, нам надобно отложить веселье и задуматься о наших грехах, вспомнить о Сионе – Царстве Небесном или Небесном Иерусалиме.

Ключ к пониманию последних строк псалма можно попробовать отыскать в книге Откровения, рисующей нам образ вавилонской блудницы. Тогда под младенцами, коих надлежит разбить о камень, следует понимать греховные помыслы, которые следует с неменьшей суровостью отвергать на самой ранней стадии приражения.

«Выслушаем это все мы и будем поучаться. Как они когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима», – так комментирует 136-й псалом святитель Иоанн Златоуст.

В 17 часов субботнего вечера в Ростокинском храме начнется Всенощная с пением псалма “На реках Вавилонских”. В воскресный день 10 марта, Неделю о Страшном Суде состоятся ранняя и поздняя Божественные литургии в 6-40 и в 9-40 утра. Перед поздней Литургией будет Исповедь, по ее окончании – молебен с заупокойной литией. Завтрашнее воскресенье называют также Неделей мясопустной по причине заговенья на мясную пищу накануне Поста. Слава Богу за все!

Прокрутить вверх