Особо вспоминаемый Церковью в феврале святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский широко известен благодаря Преданию как основатель традиции церковного звона, по причине чего он часто, хотя и не всегда изображается на иконах с колоколом в руках. Слушатели лекций по христианской литературе при нашем храме познакомились также и с его текстами, один из которых перевел преподающий этот предмет диакон Василий Кулешин:
Горсть иудеев в плену, на чуждых реках Вавилона лютого,
Скорбно рыдая, сидели мы, в помнящем сердце
Отчий Сион сберегая, и в праведном гневе томились
В должном изгнании, где ивами гибкими застланный берег
Чуждым народам братскую тень посылает любезно.
Там среди стен ассирийского града в молчании скорбном
Песней радостный строй позабыв, мы на ивовых ветвях
Наши гусли повесили: так горька была скорбь от
Тяжкого гнева о том, что песни для храма святого
Петь нам велел себе на потеху сей нечестивец,
Враг, кто из дома увел нас. Что ж теперь?
Хору приличные чистому песни, хваления святые
Средь варварских капищ, гнусных кострищ, алтарей,
Обагренных огнем оскверненным,
Всуе воспеть нам от нашей печали к потехе злорадных?
Пышную роскошь соделать из чина заветного: на смех
Песни врагу распевать сокровенные?
Гласом каким нам в жалком изгнании священные гимны воспеть,
И с чего это вдруг Вавилон себе требует песни Сиона?
Священному пению слух нечестивый противен:
Не может нисколько край чужеземный достойным быть песни Господней.
Но раз уж требуешь ты, властитель плененных,
И раз уж желанием страстным пылаешь услышать заветные песни Сиона,
Петь нас себе вынуждая не ваши, но Божии песни
Как они есть, восприми тогда, что предвещал Бог-Отмститель
Взятому граду: недолгим осталось триумфа веселье:
Слушать священную песнь, что поют пред тобой, нечестивец.
Вот каков Господа гимн, услышь теперь песни Сиона:
Если забуду свой дом, тебя, дорогой мой, Священный
Град Иерусалим, меня забудет навеки
Пусть десница моя, иссохший язык мой прилипнет
Пусть к гортани моей, если вечной не буду любовью
Помнить тебя, и если не вспомню о будущем царстве,
Песнь свою начиная, и радость текущего века:
Лучшей землею из всех Иерусалим почитать мне.
Вспомни тогда потомство Едома! Как мы, сокрушенным,
Пусть оно ждет со смятением день, в который народ твой
Вечные стены Иерусалима населит златого.
Ныне тебя забывшее племя жестоко народу
Гибелью страшной грозит: разрушайте и истощайте
До основания град ненавистный, с землею сравнявши
Стены! Следа не оставьте от них! Ни малейшего даже!
Дочь Вавилона проклятого, счастлив, несчастная, тот, кто
Дел твоих меру отмерив, отплатит за наши страдания,
Будет блаженным, кто, взяв твоих сердцу милых младенцев,
Тотчас их разобьет о незыблемый камень.
Стать ты блаженным желаешь чрез гибель сынов Вавилона,
С первых огней в себе разожженные жгучие страсти
Верой рази, ибо рядом с тобою камень Христос, и
Род сей змеиный в себе разбивай могучим ударом.
Ведь Вавилону имя Смешение, дочь его – плоть, что
Матерь греха и смятение, спасению вред, и из тела
Злое ведет она семя, но ты одолеть ее должен,
Если желаешь ты смерть победить; ведь в сердца глубинах
Враг заключен столь великий, и если позволишь умножить
Силы, окрепнуть, – нелегкой борьбою дастся победа:
Малым его захвати, пока из грубого сердца
Детство пороков ползет сквозь взятую душу по телу.
Схваченным если не будет заранее бдительной стражей,
Силу и мощь увеличив, земное потомство погубит
Мирную душу пороками: полк не жалей умертвить сей.
Род их зловредный тебе погубить преступленьем не будет:
Мстительный камень коварною кровью залить, ибо праведник
Счастлив, падает мертвым когда нечестивое племя.
Гибелью сей очищается чистый все больше и больше,
Если греховную власть сокрушит в своем теле; триумфа
Право получит, сломив во Христе пороков отребье.
свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский (352, Бурдигала ныне Бордо, Франция – 431, Нола, Италия) Парафраз на 136 псалом, выполненный гексаметром. POEMA IX. PARAPHRASIS PSALMI CXXXVI. Пер. с латинского диакона Василия Кулешина
Текст-парафраз представляет собой вольное стихотворное изложение, передающее открывшиеся Святителю дух и смысл 136 псалма, который мы слышали вчера на субботней вечерней службе (“На реках Вавилонских”).
Парафраз святителя Павлина гораздо более пространный, нежели исходный псалом. Благодаря этому, полнее и подробнее видна вся гамма чувств правоверных иудеев по поводу исполнения песен Сионских на потеху пленившего евреев врагу, начинающаяся от гнева и заканчивающаяся уверенностью в конечном посрамлении язычников.
Благодаря той же самой пространности мы гораздо яснее осознаем смысл смущающей некоторых фразы о том, что “блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень”. Из парафраза особенно хорошо видно, что речь здесь идет о внутреннем мире человека, борющегося с грехами с страстями, что делает древний текст актуальным для всякого верующего во все времена.
Если вы заметили другие особенности текста Святителя, поделитесь этим на занятиях по христианской литературе. Прочитать текст исходного для парафраза псалма можно, например, здесь – https://vk.com/wall-91005737_6118
Приглашаем всех желающих приходить на занятия православных курсов для взрослых (старше 17 лет) каждую среду к 18-30 – на нижнем этаже храмового комплекса на Малахитовой 2, после окончания вечерней службы. Слава Богу за все!
