Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Как отражали события Святого Крещения художники прошлого?

Знаменитый своими аллегорическими картинами Иероним Босх жил в 16 веке. На картине “Святой Иоанн Креститель в пустыне” мы видим место, похожее на райский сад, в который явно привнесено нечто недоброе и даже зловещее. В центре, где должно было бы расти Древо познания, произрастает гигантский сорняк, от фантастически-искусительных плодов которого гибнут малые птицы. Однако сам Иоанн изображен безмятежно лежащим на камне, похожим на поваленное надгробие, что может указывать на победу над смертью. Соответственно, взор Крестителя неотрывно обращен ко Агнцу, который только и интересен ему в окружающем цветущем, но грехопадшем, обреченном смерти “райском” мире, который стал для Иоанна – словно бы пустыня.

Главным героем картины “Святой Иоанн Креститель в пустыне” является явно не Иоанн, которого даже не видно целиком. Глядя на гордо красующийся в центре, на месте Древа (вечной) жизни сорняк, вспоминаешь растение, укрывшее пророка Иону, которое быстро выросло и так же быстро увяло.

Картины нельзя приравнивать к иконам, даже если на них изображены святые люди. Однако некоторые искусствоведы считают, что Босх выбрал язык изобразительных аллегорий, чтобы доносить через них благочестивые мысли, обличающие грех, в чем и состоит привлекательность его картин.
***
Богослужебную череду понедельника в 17 часов продолжит вечерня со славословной утреней. Во вторник, 23 января в 8-40 в Ростокинском храме состоится Божественная литургия с литией в день памяти свт. Феофана, Затворника Вышенского, попразднство Богоявления. В 11 утра вторника на нижнем этаже начнется очередное занятие с дошкольниками.
Слава Богу за все!

Прокрутить вверх