Чтобы сработал иммунитет, нужно сначала выявить и определить, с чем конкретно ему надлежит бороться. Точно так же для исцеления от греха надо сначала определить, что является грехом.
Во время чтения Покаянного канона мы не сравниваем себя с ангелами или святыми людьми, но ищем сходство своих с дел и поступков с худшими из описанных в Библии. Так мы начинаем видеть свои грехи и печалиться о них, ибо “печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте…потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом”, – объясняет прп.Иоанн Лествичник.
Лично мы не совершали первородного греха, но он имеет прямое и непосредственное отношение ко всем нам. Так и грехи праотцев, описанные в Библии, имеют к нам то отношение, что помогают нам увидеть и осознать наши собственные, нынешние грехи.
***
Сегодня, 20 марта в 18-00 в Ростокинском храме продолжится чтение Великого покаянного канона прп.Андрея Критского. В 8-40 завтрашнего четверга 1-й седмицы Поста состоятся утреня, изобразительны, вечерня и лития. Слава Богу за все!
Уязви змий вселукавый всю мою душу лукавно, / райския же сладости изгнана сотвори, / но о благосерде Спасе, не презри яко Бог, но воззови мя
Адам и Ева тоже имели заповедь о посте, но легкую и необременительную: им было запрещено вкушать плоды лишь одного дерева в Раю. Греховные страсти стали причиной их изгнания из рая, когда они, подобно блудному сыну, отправились от Бога и прямого общения с Ним в “страну далече”. Мы боремся со страстями и грехом – постом и молитвою как бы в некую аскетическую противоположность тому, что совершили первые люди. Вечером Воспоминания Адамова изгнания, 17 марта служится чин прощения, отчего воскресение Недели сыропустной называют также и Прощеным.
Чин прощения начинает служиться священниками в праздничном облачении. После пения Великого прокимена «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…» закрываются царские врата, а священнослужители переоблачаются из светлых в великопостные одежды. После чтения великопостных молитв произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает прощения, все также отвечают ему земным поклоном и просят прощения друг у друга, ибо сказано в Евангелии: “Если вы простите людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям согрешений их, то и Отец ваш не простит (вам) согрешений ваших”.
Мы просим прощения перед началом поста, ибо иначе даже самое строгое воздержание не будет духовно полезным: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить» (свт.Василий Великий).
18 марта, в понедельник 1-й великопостной седмицы, память мч. Конона Исаврийского в 8-40 начнутся утреня, изобразительны, вечерня и заупокойная лития. Причаститься на седмице Преждеосвященных Даров можно будет в среду и пятницу.
Слава Богу за все!