Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами находимся на пути к празднованию Рождества Христова и продолжаем совершать постное поприще. Рождественский пост, хотя он и не столь строгий, как Великий, вовсе не является случайным установлением Церкви. По мере осмысления Церковью праздника Рождества и самого вспоминаемого события – прихода в мир Бога-Слова нашего ради спасения – и само празднество, и процесс приготовления к нему оформлялись  всё большей торжественностью, приближаясь по своей сути и по времени подготовки к празднику Пасхи Христовой.

Так, Рождеству Христову тоже предшествует сорокадневный пост, последние пять дней которого – предпразднство, особо строгий период поста, который представляет собой некий аналог Страстной седмицы, с чтением Царских часов и наиболее строгим днём накануне праздника. Ещё с древних времён в Церкви возникло ощущение, что Богоявление (так он назывался изначально), Рождество Христово, по своему значению – как бы вторая Пасха. Даже крещение оглашаемых было предусмотрено после периода подготовки к празднику.

Нам же с вами сегодня, уже в преддверии Рождества, стоит ещё раз задать себе вопрос: а что для нас значит этот подготовительный период? Что значит для нас этот пост, который мы с разным усердием и с разной ревностностью совершаем: кто-то только начал поститься и продолжает, кто-то почувствовал, что начал ослабевать… Я не стану говорить о всем известных особенностях поста, предписаниях в пище, необходимости чаще бывать на богослужениях, – скажу о менее очевидной, но очень важной вещи. Об ней говорится не всегда, но на неё важно обращать внимание христианину не только в эти святые дни, но и в течение всей своей жизни.

В Евангелии Спаситель говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Если вспомнить контекст, этот изречение из Нагорной проповеди было противопоставлено фарисейской молитве, совершаемое напоказ. Речь идёт прежде всего о том, что христианское благочестие не должно быть лицемерным. Однако духовная традиция Восточной Церкви видела в этих словах ещё и основание для умного делания – того, что называется по-гречески «исихия», или безмолвие. Мы сейчас будем говорить не о тех вершинах богообщения, которого достигали некоторые православные подвижники в созерцании Нетварного света и умной молитве. Мы поговорим о том, что необходимо сегодня каждому из нас: о пространстве тишины, в котором мы только и можем попытаться расслышать голос Божий и ощутить Его присутствие в нашей жизни.

Весь XX-й век можно охарактеризовать увеличением, возрастанием грохота и рёва современной цивилизации. И этот нескончаемый поток, информационный шум многократно увеличивается в последние годы, с развитием информационных технологий и интернета. Нам необходимо находить в течение дня время для тишины, – Святейший Патриарх на недавнем Епархиальном собрании обращался с этим наставлением к пастырям, однако и для каждого современного человека, христианина, это чрезвычайно важно.

Необходимо стараться выделять на неделе день, свободный от этого информационного шума, от рабской привязанности к сматрфону. В наших силах сделать так, чтобы хотя бы полчаса, или час (а ещё лучше – по часу утром и вечером) мы были свободны от этого всепоглощающего шума, от этой привязанности к современным технологиям, новостным лентам, рекламе, музыке, фильмам. Всего час в день посвятить тишине – и в тишине, по слову Спасителя, обратится к Отцу Нашему, Который втайне. Это жизненно необходимо каждому, чтобы полный тревоги, паники и суеты информационный поток, который ежедневно на нас выливается, не уничтожил нас духовно. Именно в тишине появится возможность ощутить не просто отсутствие звука, но и присутствие в нашей жизни иного измерения – Вечности, ощутить присутствие Божие, Его Слово, обращенное к нам.

У нас порой не находится времени остановиться и подумать, к чему Господь призывает нас. Мы почему-то бываем убеждены, что Он не слышит наши молитвы, хотя на деле всё наоборот – это мы не слышим Его голоса. Постараемся же замедлиться, хотя бы иногда, в прямом и переносном смысле войти в нашу внутреннюю келью и предстать перед нашим Отцом, чтобы прислушаться к Его воле – и она обязательно откроется. Чтобы услышав и осознав в своей жизни Того, Кто в тишине вифлеемской ночи пришёл в наш мир ради нашего спасения, возблагодарить Господа, восприять Его Слово и всеми силами стараться с мужеством, мудростью и смирением следовать этому Слову в нашей жизни. Аминь!

25 декабря 2024 года,

Временный храм святых Жен-Мироносиц Патриаршего подворья храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Ярославском города Москвы

Источник – сайт Северо-Восточного викариатства

Прокрутить вверх