Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Праздник Крестовоздвижения был утвержден в 335 году как своего рода попразднство воспоминания освящения Иерусалимского храма Воскресения Христова, считавшегося тогда максимально значимым событием, подводящим своего рода промежуточный итог десятилетиям деятельности свв.равноапп.царя Константина и царицы Елены.
И действительно, Иерусалимский храм Воскресения накрыл своим куполом два наиболее значимых для христиан места на земле – Голгофу и Гроб Господень, отчего его именуют еще Храмом Гроба Господня.
Голгофский холм называется иначе Лобным местом, поскольку был лишен растительности и несколько напоминал издали закопанный в землю огромный череп. Скорее всего, казнили на нем достаточно часто, а траву у главного места для публичных казней вытоптали. Вокруг зловещего холма были разбросаны непогребенные черепа и кости прежде здесь казненных, а под самой Голгофой был похоронен прародитель Адам.
Видимо, холм был выбран местом для назидающей народ казни еще и для того, чтобы распинаемых было лучше видно толпе. По той же причине святитель Макарий Иерусалимский, благовествуя о состоявшемся обретении, высоко поднял, воздвиг над народом, – так, чтобы было лучше видно каждому, – Крест Господень после опознания Святыни через чудо воскресения усопших.
Нечто похожее мы наблюдаем и в отечественной истории. Святитель Макарий Московский тоже решил воспроизвести Лобное место на Красной площади прямо перед Покровским собором, который упоминается в хрониках того времени как Иерусалимский – то есть в явном уподоблении Храму Воскресения в Иерусалиме. Первоначальное намерение святителя Макария было реализовано впоследствии во всей архитектурной полноте и объеме при возведении монастырского комплекса Нового Иерусалима, непосредственным инициатором строительства которого считается патриарх Никон.
Первое время Лобное место на Красной площади использовалось для обращения царя и митрополита к народу. В частности, митрополит благословлял с этого возвышения народ в праздник Входа Господня во Иерусалим. Начиная со Смутного времени, Лобное место стало восприниматься уже как место для публичной демонстрации казненных преступников и бунтовщиков.
Празднуя Крестовоздвижение и связанные с ним события, мы всякий раз вспоминаем о том, что добровольно распявшийся за грехи мира на месте публичной казни, у всех на виду Иисус Христос, превратил орудие позорной смерти в символ Воскресения, важнее и значительнее которого нет ничего на этом свете. Спаситель мира сделал это, «чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18–19). Вспоминая накануне Крестовоздвижения главное в жизни человечества событие, мы молимся:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
В 17 часов ждем всех наших прихожан на всенощное бдение накануне Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В праздник Крестовоздвижения положено поститься.
В сам день великого двунадесятого праздника, в субботу, 27 сентября в Ростокинском храме состоятся ранняя и поздняя Божественные литургии – в 6-40 и в 9-40; молитвы перед Исповедью будут прочитаны с 9-30.
После службы детская Воскресная школа проведет первый в этом году урок Закона Божия, который пройдет в Дарвиновском музее; запись по телефону 89031535078
Слава Богу за все!
