Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох; но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя!
В Евангелиях есть 4 фрагмента, повествующих о помазании Христа миром, однако в церковных песнопениях главным образом вспоминают блудную грешницу, осознавшую, что «ароматы богатею, добродетельми же нищетствую». Впрочем, некоторые толкователи считают, что все 4 фрагмента повествуют об одном и том же событии.
Помазание миром во времена Христа было делом чрезвычайным и памятным. Изначально миро использовалось для помазания скинии, первосвященников, пророков и царей на царство, причем само имя Христос означает – Помазанник. Также душистое масло, именуемое миром, использовалось в быту по важным, редким и торжественным случаям – для приветствия особенно дорогого гостя, при обряде погребения и т.д. Для хранения мира использовались небольшие наглухо запечатанные и дорогие уже сами по себе сосуды из алавастра, т.е. (кальцитового) алебастра. В отличие от того гипсового дешевого алебастра, который ныне широко применяется при строительстве, ценный алавастр тверд, красив и достаточно прозрачен (даже для изготовления из него примитивных, но пропускающих свет небольших окон).
Миро в алавастровом сосуде стоило очень дорого. Но женщина-грешница не жалеет нажитого ею богатства ради помазания грядущего на казнь Христа. В одном из аналогичных фрагментов Евангелия миром помазуется не глава, а ноги Спасителя. Тем самым дополнительно подчеркивается вся ничтожность мирских благ, ради стяжания которых люди чаще всего и предаются греху.
Возможно, что женщина израсходовала все свои сбережения. Иуда же, напротив, предает Христа даже за вполне ничтожную сумму, сопоставимую разве что с месячным доходом жителя древнего мира. Притом что вор Иуда считался всеми не грешником, а вполне образцовым и ответственным, сберегающим притом денежные средства.
Даже после обличительных для него слов Иисуса на Тайной Вечери, вплоть до Гефсимании Иуда пытается соблюсти притворство, и даже когда предает Христа, то делает это через кажущееся по внешней видимости почтительным лобызание Учителя. Это предательство мы вспоминаем не только в Великую, но и в каждую среду, когда говеем круглый год за исключением сплошных седмиц.
Хуже совершенного Иудой вероломного греха было только то, что он в нем так и не покаялся. Поэтому в Великую среду православные стремятся обязательно исповедаться, ради чего совершается общая Исповедь накануне Литургии в Воспоминание Тайной Вечери в Великий Четверток. В нашем храме общая Исповедь начнется сегодня с 17 вечера.
Слава Богу за все!
