Литургия Преждеосвященных Даров приоткрывает нам обычаи первых христиан, которые, вероятнее всего, причащались по нескольку раз на седмице. Чтобы не быть на время Поста надолго разлученными со Святым Причастием, появилось Литургия Преждеосвященных Даров, непосредственно во время которой не совершается таинства Евхаристии – это, в частности, значит, что в составе данной службы нет проскомидии, молитв и песнопений во время приготовления и преложения Святых Даров, но добавляются изобразительны, вечерня и пр. Святые Дары при этом освящаются “прежде”, – то есть заранее, на последней предшествовавшей Божественной Литургии полным чином, – после чего сохраняются в дарохранительнице.
Самые первые косвенные указания на Преждеосвященную Литургию мы находим уже в Апостольских Постановлениях, где говорится: «После приобщения всех мужей и жен, диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в дарохранительницу».
Тем не менее, по всеобщему благочестивому согласию, авторство Преждеосвященной Литургии приписывается ныне поминаемому в день 25 марта свт.Григорию Двоеслову, хотя достоверно известно, что он скорее восстановил древний чин, нежели чем составил его заново. Поэтому в данном случае под авторством стоит понимать не некую авторскую новизну, но признание заслуг Святителя перед Церковью.
Особым по торжественности, кульминационным моментом этой службы является не преложение, но перенесение Освященных Даров на жертвенник. Данный момент обычно отмечается для верующих звоном колокольчика, услышав который надо встать на колени. Повторный звон колокольчика означает, что перенесение завершено и с колен можно встать. В другой раз колокольчиком (дважды) звонят после произнесения слов «Свет Христов просвещает всех!» и зажигания свечи во время чтения Ветхого Завета.
Как правило, за Преждеосвященной Литургией не причащают младенцев, неспособных принять Частицу, но всячески рекомендуют прийти на нее взрослым прихожанам, способным почувствовать и понять особое значение этой великопостной Службы. Скорее всего, в древности ее совершали вечером, отсюда в некоторых монастырях и храмах тоже есть такая традиция. Слава Богу за все!