Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла г.Москва

Елена Старкова: празднично, но скромно

Цветы напоминают моляющемуся о Рае и красоте Царства Небесного, но должны делать это ненавязчиво. О том, как же этого достичь, рассказала наш флорист сестра Елена

По поводу флористики бытуют самые разные мнения. Одни говорят, что выучиться на флориста сможет не каждый, поскольку это очень дорого и долго, подразумевает наличие таланта. Другие утверждают, что флорист – это вообще не профессия, а с цветами справится любой, было бы только желание и машина, чтобы регулярно ездить за ними на «холодный» склад. Внести ясность мы попросили сестру Елену, которая занимается цветочным украшением праздничных служб еще со временного Ростокинского храма.

Елена, нарвать или купить букет цветов может каждый. В чем же тогда состоит работа флориста, заключается ее сложность?
Букетами как таковыми в храме приходится заниматься не так часто. Гораздо больше бывает работы по составлению цветочных композиций для украшения икон. Немаловажной частью практической работы является выбор и закупка цветов на оптовой базе, доставка в храм, зачистка и подрезка каждого цветка перед «отпаиванием» водой. На все это уходят многие часы подготовительной работы, добавляя сюда еще потом и составление самой цветочной композиции непосредственно. Самое же главное в том, что нужно подобрать цветы в композиции красиво и гармонично, чтобы нравилось священникам и прихожанам.
Есть ли какие-то правила в храмовой флористике или нужна одна только собственная фантазия? В чем специфическое отличие флористики храмовой от коммерческой?
Каждый храм украшается по благословению настоятеля согласно внутреннему интерьеру, празднику, сложившейся храмовой традиции, в соответствии с климатическими условиями и проч. Если же брать в целом, то православные храмы украшают празднично, но скромно – так, чтобы цветы не перетягивали на себя основное внимание, не загораживали иконы и т.д.
Поэтому если батюшка с прихожанами вдруг говорят после службы, что не могут вспомнить цветочные украшения, это не всегда значит, что храм был украшен плохо. Гармоничное и нарядное украшение, не привлекающее в то же время отдельного повышенного внимания – это и есть цель работы церковного флориста.
Соответственно, для праздничного украшения храма не стоит, например, использовать цветы с сильным запахом или способные вызвать аллергию, особенно в большом количестве. Цветы должны лишь деликатно поддерживать ощущение праздника, но не становиться на нем главными героями вместе с составившим композицию флористом. Если искать отличие храмовой флористики от флористики обычной, то оно, наверное, в этом.
Должен ли церковный флорист быть православным?
Знание основ Православия, главных церковных праздников помогает ориентироваться в их символике, подбирать соответствующее цветовое оформление.
Есть ли у цветов символика? Цветами каких расцветок украшают храм к великим и двунадесятым праздникам? Бывают ли в работе церковного флориста грубые ошибки в подборе расцветки цветов?
На Рождество Христово надо использовать ветви ели, на праздник Входа Господня во Иерусалим – ветви пальмы, вербу и т.д. По большому счету, допустимы любые цветовые сочетания за редкими исключениями. Так, не стоит на Пасху или Рождество украшать храм, допустим, одними только фиолетовыми цветами, уместными, например, на праздники Животворящего Креста Господня. Цвета облачения священнослужителей можно узнать в Богослужебном уставе, от этих цветов можно исходить при составлении композиции.
В то же время правила цветочного украшения не являются строгими, их можно, скорее, назвать рекомендациями. На практике часто приходится исходить из факта простого наличия или отсутствия цветов. Грубые ошибки в работе флориста не заключаются в подборе расцветки, но носят технический характер. Нужно надежно закреплять цветы на основе, следить за тем, чтобы ничего случайно не залить и не поцарапать и т.д.

Как сделать пасхальное «яйцо» из цветов? Какой должна быть база для крепления цветов, обязательна ли флористическая губка и т.д?
Композиция в форме яйца уместна в храме на Пасху Христову, ибо пасхальное яйцо символизирует Воскресение. Технический каркас для этой композиции можно сделать как из проволоки, так и из ивовых веток. Однако без воды данное украшение сохранит привлекательный вид не более суток, поэтому внутрь всегда стоит класть влажную флористическую губку. Она тоже может служить базовой подосновой, поскольку также способна закрепить направление цветка. Пропитанная водой губка становится тяжелее в 30 раз по сравнению с собственным весом; такое тяжелое украшение уже не получится подвесить – его надо устанавливать. Кроме того, для реализации данного варианта требуется достаточно много цветов. Если же «яйцо» планируется не устанавливать на полу в вазе или на каком-то основании, а подвесить, то есть и другой вариант: почти такое же цветочное «яйцо» можно сделать на пенопластовой основе, обтянутой тканью, и украсить его цветами частично.
Допустимо ли для фона использовать траву, ветви с листьями, лиственницу, гербарий из сухих колосьев и т.п.?
Фон для цветов флористы называют стаффажем. Он делает композицию объемнее и интереснее, иногда служит в качестве дополнительного технического каркаса. Розы всегда остаются розами, а вот стаффаж может быть самым разным – тут все зависит от фантазии и находчивости флориста.
Само слово флористика произошло от «флора», что означает не только цветы, но и всю совокупность растений данной местности. Поэтому в качестве стаффажа приемлемо почти все, кроме, разве что, ядовитых или способных поранить колючками растений. Я бы не злоупотребляла засушенными растениями, поскольку сухоцветы лично мне напоминают искусственные цветы. В «Настольной книге священнослужителя» читала похожее пожелание к прихожанам не приносить в храм искусственные цветы, ибо в них «нет правды», с чем внутренне согласна.
Часто ли в храм приносят цветы прихожане или меценаты?
В храм цветы приносят достаточно часто. Более того, несколько прихожан стали помогать на регулярной основе, закупая нужные цветы по моим просьбам – согласно рекомендуемой цветовой гамме праздника и т.д. В плане профессионального развития, хотелось бы когда-нибудь построить большой уличный вертеп на Рождество Христово, но это потребует больших затрат – как физических, так и финансовых. Обращайтесь ко мне, если у вас возникнет желание поучаствовать, порадовать взрослых и ребятишек.
Где и кто учит цветочному оформлению храмов? Что побудило вас заняться флористикой?
Сама я начала заниматься творчеством с рисования в детстве. Затем отучилась на художника-дизайнера. Когда была в декрете, увидела запись на курсы при крупной оптовой компании, поставляющей цветы в Россию.
Флористикой занимались еще древние египтяне, но для России – это профессия «молодая», а само ее существование официально признали у нас лишь 15 лет назад. Когда я начинала, учеба на флориста было делом довольно экзотическим. Сейчас выбор мест для обучения значительно вырос, и наряду с коммерческими курсами и светскими школами появились специализированные – по храмовой флористике.
Практическое применение полученным знаниям я нашла в храме, куда меня взяли не сразу – здесь уже был свой флорист. Случилось так, что через полгода место освободилось, и я начала работать. Первое украшение храма запомнилось ярче всего, поскольку мне пришлось его делать одной, полностью самостоятельно, чего я тогда не ожидала, но с Божией помощью справилась.
Конечно же, новый Ростокинский храм равноапп.Мефодия и Кирилла получился очень величественный и торжественный, и требует подобающего цветочного оформления праздничных служб. Благодарю отца настоятеля, который уделяет достойному благоукрашению много внимания, поощряет новые идеи и развитие в профессии.
Как развиваться в профессии флориста, каковы ваши личные планы на этот счет?
Хотелось бы больше заниматься украшением крещенских купелей, но его заказывают не так часто, как хотелось бы. В большинстве московских храмов уже есть свои флористы. В селе, где я провела свое детство, сейчас достраивается православный храм, которому я тоже хочу предложить свою помощь по украшению цветами.
Из нынешних школ я бы, в частности, наметила для себя школу церковной флористики при Псково-Печерском монастыре, куда надо ехать на несколько дней, с проживанием и погружением в атмосферу монастырской жизни. Надеюсь когда-нибудь осуществить эту свою мечту. Слава Богу за все!
Лучше всяких слов о флористе рассказывают его композиции. Примеры работ сестры Елены можно посмотреть на сайте храма по ссылке https://hram-rostokino.ru/flora/, или отсканировав QR-код

https://vk.com/doc-91005737_678700082?hash=idDRp6EAZlK2PGV3nzRo3K1z7fN6O8aEUubodt1PgFw&dl=QjER8qEm85RxmLpteL2aigtPZgfF8doIAqKS1vNtDjw
Прокрутить вверх