Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокино

6 ноября – день иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

Согласно преданию, впервые икона с таким названием прославилась первыми чудотворениями в церкви Преображения Господня на Большой Ордынке в Москве в 1648 году, но после исцеления в 1688 году по молитвам у неё родной сестры патриарха Московского и всея Руси Иоакима Евфимии слава об иконе настолько возросла, что и сам храм стали называть церковью иконы «Всех скорбящих Радость». Также по документам известно, что придворный живописец Иван Безмин написал образ с таким названием в 1683 году.

Сегодня праздник этой иконы и сегодня же на службе к Богородице обращались с молитвой, где есть такие слова:

«Всех скорбя́щих Ра́досте и оби́димых Засту́пнице, и а́лчущих Пита́тельнице, стра́нных Утеше́ние, обурева́емых Приста́нище, больны́х посеще́ние, не́мощных покpо́в и засту́пнице, Же́зл ста́рости, Ма́ти Бо́га Вы́шняго Ты еси́, Пречи́стая».

Необычайной популярности иконы в немалой степени способствовало её утешительное название. Иконография образа имеет западное происхождение, причём прототипом для него стала не одна какая-то икона, а сразу несколько. Среди них икона – «Образ в умиления и посещения в беде страждущим».

Есть несколько вариантов иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», распространённых в Русской Православной Церкви. От особенностей иконографии зависит и смысл, заложенный в данный конкретный образ.  Например, на иконе с Большой Ордынки наглядную проиллюстрирован текст тропаря (молитвы), который дан выше. Цитаты из него на свитках сопровождают всё то, что на иконе изображено. В центре образа стоит в полный рост Богородица с Младенцем на руках. Она окружена сиянием (мандорлой), а справа и слева от Неё множество несчастных – тех самых, о которых сегодня пелось на службе – алчущих, нагих, болящих, сирых и т. д. Из двух ангелов, находящихся в среде этих несчастных, один указывает им на Богородицу как на Заступницу и Помощницу во всех их бедах и невзгодах, а второй от лица Богородицы помогает этим людям. Венчают же ряды этих несчастных несколько святых. Здесь их 4 – по 2 с каждой стороны, из них два русских – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Итак, на иконах такого типа акцент делается на страждущих и несчастных.

В старообрядческой среде сохранилась и распространена более древняя традиция того, что надо изображать на иконе «Всех скорбящих Радость», и это не то множество увечных, нагих, сирых и болящих, о которых речь шла выше, а соборы святых. На иконах «Всех скорбящих Радость» ветковско-стародубского извода изображены целые сонмы святых, которые прямо как высокие иконостасы в русских храмах, устремлены к небу и приковывают к себе внимание. Этот сонм святых от земли до неба символизирует собой Церковь как собрание людей, в своих бедах и невзгодах имеющих неоспоримую Помощницу – Божию Матерь, к Которой изображённые святые и обращают свои взоры. При этом эти же святые символизируют собой те самые болезни, невзгоды и печали, которым они были подвержены при жизни, но всё смиренно и терпеливо перенесли и теперь пребывают в обителях небесных, где лицом к лицу видят Богородицу. Традиционно в этих иконах в нижнем ряду справа изображаются Иов Многострадальный, рядом преподобные Пимен Многоболезненный и Иосиф Печерский. В целом же, в подборе изображённых святых возможны разные варианты.

После чуда с иконой Богородицы с Большой Ордынки именно изображение со страждущими стало наиболее популярным, и понятно почему – это такая душевная, человечная икона.

На иконах же «Всех скорбящих Радость» с соборами святых молящимся перед ними чётко указывается вектор, как надо проживать земную жизнь и к чему стремиться – к святости.

Источник – текст и фотографии Марии Рубцовой (с сокращениями)

Прокрутить вверх